Дешевые фуры, но дорогие кредиты: Почему перевозчики откладывают массовое обновление парка

Эксперт Мамилов: Существенного роста спроса на грузовую технику не ожидается
Удорожание услуг и снижение цен на технику позволили перевозчикам начать обновление парка. Однако для перехода к массовым закупкам им требуются более дешевые кредиты и дальнейшее повышение тарифов. По мнению экспертов, эти условия сложатся не раньше весны 2026 года.

Рост спроса на подержанные грузовики подтверждают представители транспортных компаний. Как сообщил руководитель комитета по автотранспорту Объединенной лизинговой ассоциации Александр Николаенко, в четвертом квартале 2025 года продажи подержанной техники впервые за год превысили ее изъятие - 1100 единиц в месяц против 1000. По его данным, за октябрь - первую половину декабря до 30% грузовиков из стоков было взято в лизинг повторно, что говорит о постепенном восстановлении этого рынка.

По словам экспертов, ключевую роль в оживлении рынка сыграло резкое удешевление техники, особенно на вторичном рынке.

"Если в 2023 году средняя цена грузовика составляла 9 млн руб., то сейчас аналогичную машину с пробегом до 100 тыс. км можно купить за 3,2-3,4 млн", - приводит данные генеральный директор компании "Нексус" Тимур Новожилов.

Новые грузовики тоже подешевели, хотя и не так резко: их стоимость, по данным "АвтоГрузЭкс", упала как минимум вдвое - до 6,5 млн рублей.

Также сигналом к изменениям стал рост тарифов. "Ситуация стабилизируется с октября: индикатор ATrucks закрепился на отметке плюс 36, что говорит о превышении спроса. Тарифы уже восстановились до уровня 74,7 руб. за км", - констатирует президент ассоциации "АвтоГрузЭкс", совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

Все это позволило перевозчикам приступить к замене наиболее изношенных автомобилей. "Компании начали точечное обновление устаревших и вышедших из строя транспортных средств со второго полугодия 2025 года", - подтверждает вице-президент ассоциации Российских автомобильных дилеров Виталий Киселев.

Вместе с тем участники рынка признают, что для перехода к массовым закупкам текущей доходности бизнеса недостаточно. Основная причина - низкая маржинальность из-за растущих издержек. "Предстоящее повышение налоговой нагрузки, индексация взносов в системе "Платон" добавят к себестоимости не менее 10%. Для стабильного спроса на технику тарифы должны увеличиться до 95 руб./км, то есть на 27-28%", - считает Тимур Новожилов.

Вторым сдерживающим фактором остается высокая стоимость кредитов. "Лизинговые компании продолжают держать уровень ставок на 2-3% выше, чем у банков", - поясняет учредитель "Лидер Транс" Михаил Устюжанин.

Прогноз на 2026 год

Эксперты прогнозируют сокращение числа игроков на рынке. Михаил Устюжанин ожидает уход с рынка ряда компаний с маржинальностью бизнеса менее 10%.

Однако оставшиеся перевозчики к весне 2026 года смогут повысить рентабельность на 8-11% и выйти на устойчивую модель окупаемости транспорта. Такой вывод следует из обзора, подготовленного ассоциациями "АвтоГрузЭкс", ПЭК и рядом отраслевых компаний.

Некоторые эксперты сохраняют осторожность. "Рост издержек транспортных компаний непропорционален снижению ключевой ставки до 13%, которое прогнозирует Банк России. Именно поэтому существенного повышения спроса на грузовую технику (до уровня продаж 2023 года) ожидать не стоит", - резюмирует исполнительный директор Dentro Борис Мамилов.

Транспорт